SEO-ШТУЧКИ
Продвижение сайтов на практике
Главная > Заказчик vs копирайтер

 

Заказчик vs копирайтер

1 февраля 2010 года

Заказчик vs копирайтер

    Сегодня ещё один замечательный пост от Елены Катаевой (главного редактора «Текстпрома»). И сегодня мы поговорим не о текстах, а о заказчиках и о том, как научиться слышать их пожелания.

Как копирайтеры работают в Интернете

Что же ты хочешь, заказчик?

    Ответ на этот вопрос, для копирайтера, наверное, так же актуален, как для картёжника: «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи». Сколько раз, порой, приходится переделывать текст, каждое слово которого было уже перепроверено, «подогнано» и «прилизано». Кстати, а сколько раз нужно исправлять текст, если клиент им недоволен? Вечная дилемма. Автору приходится выбирать их двух вариантов:

  • Сказать «спасибо» потраченному времени и писать текст с чистого листа, учитывая требования заказчика;
  • Послать придирчивого зануду далеко и надолго.

    Оба варианта не выглядят перспективными. В первом случае — теряешь время и деньги, во втором — клиента и, опять же, деньги. Получается заколдованный круг, в который может загнать себя любой копирайтер. Конечно, мы не рассматриваем форс-мажоры: когда текст действительно больше похож на сочинение робота или пробу пера третьеклассника, а также если цель клиента — не получить статью, а «достать» автора. Такие клинические случаи хоть и встречаются в природе, но лечению, практически, не поддаются. Поговорим о том, как обезопасить себя от замечаний заказчика (как объективных, так и несправедливых) и при этом создать статью, которая ему понравится.

    Хочется сразу отметить, что правка текста (в разумных пределах, конечно) — нормальный процесс. Более того, по словам одного российского копирайтера (и я поддерживаю его в этом мнении), заказчик, который принимает текст без единой поправки, отмывает деньги международного терроризма. Вкусы у людей — разные, особенности восприятия — тоже, поэтому угодить клиенту с первого раза, если вы не знаете его предпочтений, чрезвычайно сложно. Вы написали статью в стиле «аффтар жжёт», а ему хотелось монотонно-безликое «добро пожаловать на сайт нашей компании». Вы упомянули, что фирма производит колготки всех цветов, а оказывается, что в палитре продукции нет синего цвета. Деталей так много, что учесть их, практически, невозможно. Однако вполне реально максимально сократить количество замечаний, если заранее настроиться на эффективную работу. Мне помогают следующие методы.

  1. Составить для себя шаблонный «бриф», который заполнит клиент или вы с его помощью. В этом документе перечислите всё, что вам необходимо, чтобы представить, каким будет текст: его размер, плотность ключевых запросов, стиль, содержание, возможно, какие-то факты, которые заказчик хотел бы видеть в статье. Он может забыть про них, а вы напомните, расспросите, уточните.

  2. Не стесняйтесь попросить пример текста, который нравится клиенту. Это не повод сплагиатить (ведь текст может быть совершенно другой тематики). Просто это поможет вам взглянуть на контент глазами своего заказчика. Вы сможете увидеть, какие речевые обороты его привлекают, какое настроение текста созвучно его предпочтениям.

  3. Если планируется написание сложной статьи и вы не уверены, что правильно поняли мысль заказчика, набросайте приблизительный план материала (тезисно) и попросите клиента его проверить. Это позволит не допустить кардинальных ошибок, а уж доработка деталей — дело техники.

  4. Не беритесь за статью, если не до конца поняли задание или пока не представляете, о чём идёт речь. Принцип «Сейчас что-нибудь напишу, а затем быстренько поправлю», обычно, не проходит. Видя плохую статью, заказчик убеждается в ваших некомпетентности и непрофессионализме и может просто отказаться от заказа и не комментировать текст (по его мнению, это — лишь пустая трата времени). Как вывод: не желая портить свою репутацию, мы, обычно, отказываемся от текстов с непроработанным ТЗ. Практика показала, что когда клиент видит статью, написанную автором на свой вкус, она ему не нравится.

  5. Банальная рекомендация (уже вижу возмущённые «комменты» читателей): внимательно изучать сайт клиента. Не просто пробежаться и поставить для себя галочки типа «Ага, ресурс про строительство». Этого недостаточно. Прочтите, что строит компания, где, из какого материала, какие у неё преимущества... Только после этого приступайте к написанию. Иначе получится, что вы половину статьи написали про коттеджи, а фирма заказчика создаёт исключительно панельные дома. Не смотря на абсурдность ситуации, так происходит часто. Не верите? Спросите у заказчиков.

    Ну, и в заключение: любите критику, она помогает совершенствоваться. Самая частая реакция копирайтера на замечания: «Ну, ладно, сейчас быстренько переделаю». Не надо быстренько! Этим вы демонстрируете только пренебрежительное отношение к мнению клиента. К тому же, внимательный анализ комментариев позволит вам изучить предпочтения заказчика и впредь работать более эффективно, не допуская ошибок первых совместных проектов.

    Конечно, есть и совсем идеальная ситуация, когда вы понимаете друг друга с полуслова. О взаимопонимании с заказчиком мы писали в своей книге для копирайтеров, но это уже совсем другая история…

    Спасибо Елене за пост. Вообще с ней очень приятно работать. Тексты под себя и своих клиентов я заказываю только у неё, чего и вам желаю.

Последние записи:

   


Комментарии

Dinar says:
February 1, 2010 at 4:45 pm
По-моему, отличные рекомендации.

Елена says:
February 1, 2010 at 5:33 pm
@Dinar: Спасибо! Это просто выводы из собственных ошибок. Надеюсь, они помогут вам работать эффективно…

Natalya says:
February 2, 2010 at 2:20 pm
как истинный заказчик согласна с п.5.на практике даже маркетологи не всегда дают всю необходимую информацию, которою можно увидеть на сайте.Елена, вопрос еще к вам: насколько тяжело выбрать рерайтера для большого заказа (ибо мне на проект дадут “добро” на 1 человека, чтобы он писал все в одной теме)? и в какую сторону ето может повлиять на це услуг, если надо человека на определенный обьєм работы на 2-4 месяца?

Елена says:
February 2, 2010 at 5:25 pm
@Natalya:Наталья, спасибо за вопрос. Откровенно говоря, 1 человек на большой объем текста – это мечта заказчика, которая в итоге становится его головной болью. Очень сложно найти человека, который несколько месяцев будет писать на одну и ту же тему и при этом сохранять хороший уровень качества.Я бы порекомендовала выбрать 2-3 авторов, чтобы они могли хоть как-то менять тему написания.По поводу цены: конечно, длительное сотрудничество – это льготные цены для заказчика как гарантия трудоустройства копирайтера.

Natalya says:
February 2, 2010 at 6:13 pm
спасибо за ответ. вопрос о количестве копирайтеров для меня еще открыт.

Лучшие подарки » Blog Archive » Открытки на 23 февраля. says:
February 19, 2010 at 11:35 pm
[...] активно участвуем в марафоне. Советую почитать статью Заказчик vs копирайтер одного из блогов-организаторов марафона. Открытки на [...]

Каравай says:
March 30, 2010 at 5:46 pm
Побывав по обе стороны баррикады, учишься.
Я начинал копирайтером сам, но научился понимать заказчика только тогда, когда не справляясь с объемом заказов, сам стал прибегать к помощи фрилансеров.
Статья очень полезная. Прочел с великим интересом!

 

 

Соцсети:

 

Сайт создан в 2009 г. © SeoStuff.Seoded.ru | Создание сайта — Seoded.ru